Гибкий вал с Китая 👾 Как разобрать рукоятку и устранить люфт патрона

Имеется в моём хозяйстве вот такая самодельная бормашинка и мини-дрель из советского моторчика (ДПМ… что-то там; на корпусе была маркировка, но стёрлась со временем от тисканья в руке) и цангового патрона:

Бормашина, минидрель из советского моторчика ДПМ и цангового патрона, люфт вала

Фото 0. Простейшая бормашинка/минидрель — моторчик с цанговым патроном

В последнее время стал сильно напрягать увеличившийся вдоль-осевой люфт достигший амплитуды аж в 2 мм.  В связи с этим, на Алиэкспрессе за $8 был срочно куплен гибкий вал в расчёте на то, что у него нет люфта, более удобная рукоятка (длиннее и тоньше), универсальный патрон (запарило цанги менять под разного диаметра хвосты боров-насадок — 2.0, 2.15, 3.0, 3.17, 4.0 мм).

Гибкий вал с Алиэкспресса, из Китая, качество, как разобрать, люфтит

Фото 1. Покупка  в исходном виде

Но не тут-то было, это ж китайское… Тут тоже, как оказалось, присутствовал небольшой вдоль-осевой люфт. Рукоятка выглядит совершенно не разборной. Сначала показалось, что можно что-нибудь сделать путём разборки хвоста:

Диаметр гибкого вала 3.17 мм, крепление подшипника, нет резьбы, стопорное кольцо и шайба

Фото 2. Диаметр вала на входе 3.17 мм

Здесь подшипник посредством стопорного кольца закреплён в большой чёрной оправе (обойме), являющейся наконечником внешней оболочки гибкого вала (Фото 2), а конец гибкого вала в виде штифта-твёрдого-вала-диаметром-3.17мм закреплён в подшипнике стопорной шайбой. И всё. Ничего тут не болтается и не регулируется.

Ещё факт: на оправе нет никакой резьбы, т. е. её не нужно ни на что накручивать. К валу цепляем двигатель, а оправа просто болтается в воздухе. Оболочка вала не крутится потому, что с другой стороны на ней рукоятка, которую держим в руке.

Как разобрать рукоятку

Через некоторое время возникла гипотеза, что твёрдый вал с патроном и подшипниками можно вытащить из рукоятки вперёд, что чудесным образом и подтвердилось:

Как разобрать рукоятку гибкого вала, вытягивание твёрдого вала, нагреть рукоятку

Фото 3. Нагреть рукоятку — вытянуть вал за патрон

Нагреваем рукоятку каким-нибудь термофеном градусов до 90 (я грел паяльным феном, установленным на 120°С, но до рукоятки, думаю, дошло не больше 90), затем, удерживая рукоятку рукой в термостойкой перчатке, вытягиваем вал другой рукой за пипку спереди (см. Фото 3), можно рывком. Итого, что внутри:

Что внутри гибкого вала, как устроен, вал с подшипниками и патроном, оболочки гибкого вала

Фото 4. Что внутри рукоятки гибкого вала. Устройство. Схема

Также зачем-то вытянул гибкий вал из рукоятки сзади… Он там был приклеен через свою серую изоляцию к пластмассе рукоятки, в результате кусок этой изоляции оторвался (и остался приклеенным в рукоятке). Так вот, вытаскивать весь этот провод с целью ликвидации люфта не нужно, ибо люфтит твёрдый вал (который с патроном) относительно подшипников. Но раз уж наблюдаем тут этот гибкий вал «в разрезе», то вот из чего он состоит:

  1. Пружинистый вал-привод с обжатым на квадратное сечение концом.
  2. Пружина, внутри которой вертится вал.
  3. Пружинистая стальная внешняя оболочка.
  4. Изоляция из ПВХ.

Решение проблемы люфта

После снятия стопорной шайбы слева оба подшипника и распорная втулка между ними мгновенно слетают:

Точные размеры вала, подшипников, втулки из рукояти гибкого вала

Фото 5. Проблема с точностью размеров

Т. е. сходу обнаруживается, что подшипники совершенно не плотно сидели на валу (а если бы сидели плотно, то люфта бы и не было). Оказалось, что диаметр вала в местах посадки подшипников 5.93 мм, а внутренний диаметр подшипников 5.95 мм. Также расстояние между левым (по Фото 5) бортиком вала и правым бортиком прорези для стопорной шайбы равно 40.64 мм, в то время как суммарная длина двух подшипников + втулки + шайбы = 2*4.98 + 29.93 + 0.60 = 40.49 мм, т. е. короче предела на 0.15 мм — это и давало болтанку-люфт.

Можно было бы добавить шайбу толщиной 0.15 мм, но мне показалось проще заменить пластмассовую втулку-распорку с внутренним диаметром 6 мм (и внешним 8 мм) на такую же из алюминия, но длиной 30.08 мм, благо такие алюминиевые трубочки длиной 1 метр разных диаметров в изобилии продаются в Леруа Мерлене (и у меня их уже много про запас для всяческих поделок/доработок, не раз пригодились).

Ремонт гибкого вала своими руками с помощью лака для ногтей

Фото 6. Доработка

Длина алюминиевой втулки 30.08 мм — теперь весь блок с шайбой встаёт плотно впритык, аннулируя люфт. Но также лаком для ногтей нарастил толщину вала в местах посадки подшипников (Фото 6). Слой получился слишком толстым, пришлось наждачкой истирать

Ремонт гибкого вала, убрать люфт, плотное крепление подшипников, точные размеры

Фото 7. Итог — люфт обнулён

до полупрозрачного состояния. Теперь подшипники нанизываются на вал с трудом, сидят плотно на валу и этим самым тоже не дают валу трепыхаться.

После сборки имеем ноль люфта… почти. На ощупь при дёргании патрона туда-сюда вдоль оси вала всё равно ощущаются слабые удары. Оказалось, что это подшипники люфтят (внутреннее кольцо через шарики относительно внешнего кольца немного ходит); визуально это не видно, но тактильно можно почувствовать. Вообще, все три подшипника очень хорошие — все в масле, крутятся гладко и бесшумно, выглядят красиво (впрочем, надписи типа ABEC-5 нет).

В итоге, теперь я этим девайсом-покупкой внезапно удовлетворился. Прицепил к нему всё тот же мотор с цанговым патроном (с Фото 0) с его же уже имеющимся питанием. Немного непривычен и мешает жёсткий длинный гибкий вал сзади, ведь раньше были мягкие электрические провода — крути как хочешь. Но в целом это правильный путь к созданию нормальной и удобной, прямо-таки профессиональной, максимально дешёвой (с учётом возможностей допиливать всё что можно своими руками) бормашины. Ещё регулировку оборотов и включение надо бы сделать в виде педали под ногу…


Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.