Аудио-кассетный магнитофон Sony CFS-B7S: ремонт, обзор внутренностей

Сломался как-то на досуге старинный такой вот кассетный аудио-магнитофон:

1999 год, стерео радио кассетный аудио плеер-магнитофон, магнитола.

Фото 1. Sony CFS-B7S

Вид сверху:

Auto reverse. Radio. 1999. Japan. Sony. Audio cassette corder. Stereo.

Фото 2. Авто-реверс, выход на наушники, стерео-радио, микрофон. Возможность записи (с радио или микрофона)

Наклейка сзади с информацией о производителе, напряжении сети, батарейках:

AC 110-120V - DC 9V, battery R20 size Dx6

Фото 3. Питание от 6-ти батареек R20 (по 1.5В) или от сети 110 или 220 переменных вольт

Написано, что сделано в Японии, но как будет видно ниже… это вряд ли. Любопытно, что это модель 1999 года (куплено в этом году), хотя в 90-е уже во всю были CD-плееры и магнитолы, а уровень этого девайса — 80-е.

Итак, симптомы поломки были такие: динамики на любой громкости издавали нечленораздельные хрипение и хрюканье. Виновник:

Сгоревший стерео-НЧ-усилитель Sony CFS-B7S

Фото 4. LA4597 [датащит] — 2-х канальный НЧ-усилитель 2 х 3 Вт

Сгорел, прям аж взорвался НЧ-усилитель. Замена его — починено. Но давайте-ка покопаемся во внутренностях сего «made in Japan Sony» невероятного для России девайса на предмет качества, обманок (фейков) и где он на самом деле сделан.

Изначально на магнитофоне была жёлтая наклейка с надписью «60W» и «Integral dual cone speakers». Т.е. покупателя вводят в заблуждение этой наклейкой (и делает это Сони, Жапан). Мы Покупатель думает, что вот эти динамики:

Липовые подвес диффузора и ВЧ-динамик.

Фото 5. Динамик Sony «30Вт»

имеют мощность 30 Вт, чёрная выпуклость вокруг — это соответствующий такой мощности резиновый подвес диффузора, металлическая фигня в центре — высокочастотный (ВЧ) динамик. Но всё это оказывается фейком:

Динамик Sony 2.5Вт, 10 дюймов, металлический конус в сердцевине диффузора.

Фото 6. Sony Integral dual cone speakers

Диффузор оказывается пластмассовой декорацией на корпусе, ВЧ-динамик — просто металлической нашлёпкой с конусом на сердцевине бумажного диффузора (возможно это действительно немного улучшает воспроизведение высоких частот). Мощность 2.5 ватта:

Sony 3.2 Ohm, 2.5 W, 10"

Фото 7. Динамик Сони: диаметр 4 дюйма 2.5Вт 3.2Ом

На динамиках написано «Sony»… Как бы качество, бренд, все дела. Оно же написано на всех платах:

Магнитофона Sony CFS-B7S внутренности: надписи на платах.

Фото 8. Надписи на платах

Мы таки верим всему, что написано. Но сделаны ли Сони (и, тем более, в Японии) радиодетали? Вот, например, на трансформаторе (который слева) написано BILLION E 1-450-015-31 24/97:

Проволочный трансформатор ~220-9В слева. Под радиатором справа НЧ-усилитель 2х3Вт.

Фото 9. Трансформатор проволочный AC220V-DС9V (слева), ВЧ-усилитель под радиатором (справа)

Любопытно отметить, как тут прикрепляют ортогонально расположенные платы посредством толстых проволок-проводников. Микрофон (тоже написано «Сони», но только на плате, а не на самом капсюле под резинкой):

Микрофон Сони.

Фото 10. Микрофон Sony

Микрофон внутри оказался обычным электретным капсюлем 10 мм в диаметре и 7 мм в высоту с одним отверстием в центре. По качеству — хуже многих других такого же формата, что у меня есть, и плохая чувствительность (может разрядился со временем).

Основная плата:

Фото 11. Электронная плата

На синих электролитических конденсаторах написано Lelon — это производитель из Тайваня, Китай. На чёрных и оранжевых электролитах написано YEC — это тоже Тайвань. Все детальки стоят вкривь и вкось, как это любят делать китайцы…

Во всей советской технике, даже сделанной в 90-х, все детальки стояли ровно. В японской тем более. Как их вообще можно поставить криво? Такое ощущение, что на выходе всякого радиоэлектронного производства в Китае сидят специально обученные работники, которые по какому-то секретному указу партии и правительства специально давят и гнут изначально ровно стоящие конденсаторы, чтобы всем сразу стало понятно, что это сделано в Китае, независимо от того, что там на платах и на устройстве снаружи написано.

Плата радио:

Плата стерео-радио магнитофона

Фото 12. FM, AM, MW радио. Микросхема CXA1238S [датащит]

Как это принято у китайцев, видим, что всё залито церезином (это то, что похоже на парафин), силиконовым клеем, но зато это радио — честное стерео.

Микросхема приёмника CXA1238S:

Sony CXA1238S маркировка дата производства

Эта плата с обратной стороны:

Магнитола Sony CFS-B7S обратная сторона платы радиоприёмника

В магнитофоне есть механический автореверс (автоматическое «переворачивание» кассеты) и два режима: бесконечное проигрывание и туда-обратно-стоп. Выглядит эти механика очень сложно и качественно:

Кассетная дека

Фото 13. Кассетная дека

Головка считывания-записи переворачивается при переключении направления на 180º. Работает автореверс так (видео):

Большая пластиковая ярко-зелёная балка сверху нужна тут только лишь затем, чтобы смещаясь при реверсах своей маленькой частью закрашивать один из двух треугольничков направления движения ленты (коралловая стрелка):

Треугольник направления кручения кассеты (движения ленты) и стёршаяся краска имитации металла.

Фото 14. Передняя панель

А вот бирюзовая стрелка указывает на стёршуюся краску… Оказывается, эти металлические панельки сделаны из покрашенной металлической краской пластмассы, а не целиком из металла, как кажется, — ещё один хитрый, ужасно реалистичный сони-японский фейк.

Магнитофон умеет записывать на кассеты (с микрофона и радио). Но тут наблюдается ещё один фейк: псевдо головка размагничивания. Стирающей головки, по сути, нет. На Фото 13 справа от считывающе-записывающей головки видно нечто похожее на неё и она выдвигается к плёнке при нажатии на кнопку записи, извлечём её:

Кусок пластмассы с имитацией магнита.

Фото 15. Стирающая головка

Это просто кусок пластмассы, к которому не идут проводки (чтобы это была активная размагничивающая высокочастотным гармоническим колебанием головка), а квадратик снизу не является магнитом (не магнитится), как это бывает у других пишущих магнитофонов:

Магнит в синей оправе.

Фото 16. Типичная стирающая головка (магнит)

Кроме того, если бы это действительно была стирающая головка, то с учётом автореверса их должно быть две, слева и справа от записывающей головки. Короче, пустышка, которую зачем-то сделали сложной и даже ещё с большим рычагом выдвигания её к плёнке.

Так что записывать на таком магнитофоне можно только на чистую кассету. С обратной стороны кассетная дека выглядит так:

Лентопротяжный механизм аудио-магнитофона

Фото 17. Лентопротяжный механизм. Маховики, пассики, мотор MABICHI MOTOR
EG-530AD-9B

Тут всё по делу, сложно и качественно. Приводной пассик натянут на дополнительный шкив, чтобы касаться обоих шкивов маховиков по одинаковой длине, что правильно и что редкость. Что внутри такого мотора читаем [тут]. В этом магнитофоне ещё есть детали, характеризующие качество и продуманность конструкции от Сони (да они даже никчёмные фейки делают зачем-то сложно-качественными):

Щётка для чистки пасика

Фото 18

Щётка, которая чистит пассик… Неэффективно же (чистит-то только с одно стороны).

Пластмассовый корпус состоит из двух половинок, через каждые 15 см вдоль паза одной из половинок приклеены очень аккуратные уплотнители:

Уплотнитель корпуса Sony CFS-B7S

Фото 19

Выводы. Девайс очень качественный по продуманности конструкции и по механике, не очень качественный по исполнению электронных плат, куча специально продуманных фейков упрощающих/удешевляющих устройство, но изображающих что-то большее. И это от Сони… Сделано, думается, примерно в Тайване (исполнение значительно лучше материково-китайского, но не настолько блестяще, как должно быть made in Japan).


Аудио-кассетный магнитофон Sony CFS-B7S: ремонт, обзор внутренностей
5 (100%) 12
Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Комментарии (11):

  1. Магнитофон не совсем старинный и вы думаете что китайцы бы замарачивались над автореверсом? И записью

    • Конструкция, очевидно, от Сони, но сделано, наверняка, не в Японии. Плюс неожиданностью для меня оказалось то, что Сони, оказывается, позволяет себе халтурить по конструкции: имитировать хорошие динамики пластмассой; делать пассивную стирающую головку; передняя панель не металлическая, а крашеная пластмасса; микрофон оказался простейшим 1 см капсюлем и слабым по чувствительности (я его вытащил и сравнил с имеющимися — хуже некоторых современных китайских такого же размера и типа).

  2. Аппарат 1997 года, судя по маркировке деталей. Звучок очень даже неплох для своего времени, довольно сочный. ЛПМ фирмы Tаnashin с авторевересом и полным автостопом, такой стоит и на cfs-717.Жаль нет линейного входа.

  3. Послание горе-автору статьи!
    Ну Вы же вскрыли аппарат! Неужели не видна надпись внутри, где написано что аппарат производился с 1985 по 1987 год! А вовсе не 1999???? Откуда Вы взяли этот бред!!! Далее!!! Стирающая голова нормальная и она должна быть одна!!! Так как в рекламной наклейке на нем написано, что запись он производит только в одном направлении!!! Если на вашем аппарате такой наклейки небыло- это Ваши проблемы, а не аппарата!!! И где же у Вас написано Сделано в Японии! Этого и в помине нет! А вот у меня есть значок Ростест и Сделано в Китае! Если у вас его нет- это опять Ваши проблемы!!! Прежде чем писать «умные статьи» подумайте, имеете ли Вы на это право!

    • Как правильно написал Георгий в комментарии выше, судя по маркировке деталей
      CFS-B7S Дата производства 1997 год, 19 неделя
      произведено в 1997 году, 19-я неделя (по крайней мере, детали).
      Но в России он был куплен в 1999-ом… и вот тут внезапно нашёлся некий [прайслист в архиве за 1999-й год] — написано, что этот CFS-B7S магнитофон стоит $61.4 и сделан в Малайзии.

      Внутри устройства никаких надписей даты и страны производства у меня нет. Только JAPAN на наклейке снаружи снизу — см. Фото 3. Зато на этом магнитофоне на лицевой панели была большая жёлтая наклейка с надписью «60 Watt, Dual Cone». Я совсем тогда не знал английский и думал, что Dual Cone — это «двухполосный», т. е. блестящие хрени в центре динамиков — это ВЧ-динамики. Надули. Надули и с мощностью (аж в 10 раз).

      Далее, стирающая головка НЕ нормальная, я же ясно написал: она не магнитится и к ней не ведут провода. Это кусок пластика. Как она стирает? бета-излучением что ли? Скорее всего речь идёт о том, что записывать на этом магнитофоне можно только на чистую новую аудио-кассету, на которой записей нет. В других, нормальных магнитолах с автореверсом, в которых я ковырялся, всегда было по две стирающие головки (чаще голубые с магнитами, как на Фото 16) с двух сторон от основной.

      Да, вот тут ещё в Сети имеется [Сервисный Мануал на Sony CFS-B5S] — даташит на этот магнитофон со всеми схемами.

    • Кнопка REC
      Надписи нет, но кнопка записи действительно механически не нажимается, если установлено не то направление. Т. е. для записи на другую сторону нужно вынуть и перевернуть кассету.

  4. У меня на наклейке написано: New HIGH POWER 40W P.M.P.O — это пиковая мощность AUTO REVERS GFS-B7S , TONE CONTROL FULL AUNO SHUT OFF INTEGRAL CONE SPEAKER SYSTEM

Добавить комментарий: